Accquix
Stripe TaxВремя чтения: 7 min

Как настроить OSS в Stripe Tax в Словакии

Практическое руководство по настройке Union OSS в Stripe Tax для словацкого SaaS: регистрация, словацкий § 7a без § 4, tax customizations и тестирование.

Последнее обновление

Если вы продаёте цифровые услуги, SaaS или другие электронные услуги потребителям в ЕС, Stripe Tax может автоматически определять правильную ставку НДС в зависимости от страны клиента. Однако просто включить Stripe Tax недостаточно. Если вы уже зарегистрированы в режиме Union OSS в Словакии, эту регистрацию нужно правильно настроить и в Stripe.

Для словацкого предпринимателя, зарегистрированного по § 7a закона о НДС, но не являющегося плательщиком НДС по § 4, возникает ещё и особая ситуация: сейчас Stripe Tax не умеет полностью точно моделировать такой режим. Поэтому в статье мы покажем и необходимую корректировку.

Инструкция предполагает, что у вас уже есть действующая регистрация в режиме Union OSS в Финансовой администрации Словакии (Finančná správa). Добавление регистрации в Stripe не заменяет саму регистрацию в налоговом органе.

Что такое Union OSS

Union OSS позволяет предпринимателю, учреждённому в ЕС, уплачивать НДС с определённых B2C-поставок в другие страны-члены через одно государство идентификации.

Для электронных услуг местом поставки потребителю, как правило, считается страна клиента. Например, словацкий SaaS-провайдер может начислить немецкому потребителю немецкий НДС, а чешскому — чешский, а затем отразить эти операции в словацкой декларации Union OSS.

Однако для услуг Union OSS не охватывает страну, в которой учреждён поставщик. Европейская комиссия указывает, что услуги частным клиентам в государстве, где у поставщика находится место ведения деятельности или постоянное представительство, в Union OSS не включаются. Подробнее — на сайте VAT e-Commerce – One Stop Shop.

Проверьте настройки Stripe Tax

Сначала откройте:

Settings → Tax → Business information

В разделе Head office должно быть указано:

Slovakia

Stripe использует Head office как место нахождения бизнеса для налоговых целей, и эта настройка напрямую влияет на расчёт налогов. Порядок действий Stripe описывает в документации Set up Stripe Tax.

Также проверьте Preset product tax code. Для типичного SaaS-продукта должна быть выбрана соответствующая категория Software as a Service. Tax code важен, потому что именно по нему Stripe решает, как облагать конкретный продукт в каждой юрисдикции.

Добавьте регистрацию Union OSS

В Stripe Dashboard откройте:

Tax → Locations → Register and file

Затем выберите:

Start collecting tax → Slovakia → I’ve already registered → Union One Stop Shop

Если ваша регистрация OSS уже действует, сбор налога можно начать сразу. Если регистрация вступает в силу только в будущем, выберите Schedule tax collection и укажите дату, с которой она действует.

Например, если регистрация OSS действует с 1 октября, укажите в качестве начала именно 1 октября.

Stripe поддерживает Union OSS как отдельный тип налоговой регистрации — oss_union. Это не то же самое, что стандартная внутренняя регистрация по НДС (standard). Типы регистраций Stripe описывает в документации Manage your registrations.

После подтверждения в разделе:

Tax → Locations

появится примерно следующее:

Slovakia Union OSS — Collecting tax

После этого Stripe сможет автоматически рассчитывать НДС по стране потребителя для соответствующих B2C-операций.

Внимание: § 7a без регистрации по § 4

Здесь возникает важная словацкая особенность.

Предприниматель в Словакии может быть идентифицирован для целей НДС по § 7a, использовать Union OSS и при этом не быть внутренним плательщиком НДС по § 4.

В таком случае, например, для SaaS-услуги:

КлиентТипичный результат
Словакия, B2Cбез словацкого НДС, если поставщик не является плательщиком по § 4
Германия, B2Cнемецкий НДС через OSS
Чехия, B2Cчешский НДС через OSS
Австрия, B2Cавстрийский НДС через OSS
B2B в ЕС с действительным номером НДС (IČ DPH)в зависимости от обстоятельств — reverse charge (перенос налогового обязательства)

Проблема в том, что сейчас Stripe Tax не умеет нативно и корректно отражать комбинацию «словацкий § 7a + Union OSS + отсутствие внутренней регистрации по § 4».

Поэтому после активации Slovakia Union OSS Stripe Tax может рассчитать словацкий НДС для словацкого B2C-клиента, хотя такая внутренняя операция в Union OSS не входит.

Решение — tax customization.

Создайте правило для Словакии

Откройте:

Settings → Tax → Advanced options

В разделе Custom tax rules нажмите:

Create rules

После активации этой функции в Stripe Tax появится раздел Customizations. Stripe позволяет создать собственное правило для конкретного product tax code и конкретной страны и, например, изменить статус продукта с taxable на non-taxable. Подробная инструкция — в документации Tax customizations.

Нажмите:

Create customization

И задайте:

НастройкаЗначение
Product tax codeSoftware as a Service – Personal Use
Effective dateдата, с которой правило должно применяться
Rule locationSlovakia
Tax typeVAT
Tax behaviorNon-taxable

После этого Stripe не будет начислять словацкий НДС по этому tax code.

Если вы используете отдельный tax code и для Software as a Service – Business Use, создайте такое же правило и для него.

Главное — правило для Personal Use, ведь именно с B2C-клиентами возникает проблема автоматического расчёта словацкого НДС.

Stripe указывает, что tax customizations применяются по tax code и юрисдикции. При этом с их помощью нельзя переопределить, например, правила reverse charge или само определение налоговой юрисдикции. Поэтому используйте tax customization только для корректировки конкретного налогового результата, соответствующего вашему реальному режиму.

Когда не стоит использовать это переопределение

Эта настройка — не общее правило для всех словацких пользователей Stripe.

Если вы обычный плательщик НДС по § 4 и должны начислять словацкий НДС на внутренние продажи SaaS, ставить словацкому SaaS статус Non-taxable было бы ошибкой.

Переопределение актуально именно в особой ситуации, когда у вас, например:

  • регистрация по § 7a + Union OSS, но нет регистрации плательщиком НДС по § 4;
  • словацкие B2C-поставки SaaS, на которые словацкий НДС начисляться не должен.

Точно так же, если позже вы станете плательщиком НДС по § 4, правило нужно завершить или архивировать с даты, с которой к внутренним поставкам начинает применяться словацкий НДС.

Stripe не берёт на себя автоматически ответственность за изменения налогового режима в активных customizations — следить за их правильностью должен сам пользователь. Согласно документации, при изменении tax code, локации или ставки правило нужно архивировать и создать новое.

Протестируйте настройки перед запуском

Stripe рекомендует сначала создать tax customization в Sandbox и проверить результат на тестовых операциях.

Перед запуском в продакшн рекомендуем протестировать как минимум:

  • словацкого B2C-клиента;
  • B2C-клиента из другой страны-члена, например из Германии или Чехии;
  • B2B-клиента из ЕС с действительным номером НДС.

При конфигурации § 7a + Union OSS без § 4 результат для SaaS должен выглядеть примерно так:

Тестовый клиентОжидаемый результат
Словакия, B2Cбез НДС
Германия, B2Cнемецкий НДС
Чехия, B2Cчешский НДС

Так ещё до первого реального платежа вы убедитесь, что Stripe применяет правильные правила.

Stripe Tax можно использовать и вне Stripe Payments

Конфигурация Union OSS в Stripe Tax подходит не только для карточных платежей, обработанных через Stripe.

Stripe Tax можно использовать и как самостоятельный налоговый движок через API. Это удобно, например, при собственном checkout, криптовалютных платежах или другом внешнем платёжном процессе. Stripe описывает эту возможность как Tax API for off-Stripe payments.

Приложение может сначала отправить данные о клиенте и продукте в Stripe Tax, получить расчёт НДС по стране клиента и только затем создать платёж через внешнего провайдера. После успешной оплаты расчёт можно зафиксировать как Stripe Tax Transaction.

Преимущество в том, что даже платежи, прошедшие не через Stripe Payments, могут использовать тот же налоговый движок и те же правила OSS.

Итоги

Для обычного SaaS-бизнеса в ЕС сама настройка довольно проста: вы добавляете в Stripe Tax свою регистрацию Slovakia Union OSS, и Stripe может автоматически рассчитывать соответствующий НДС для B2C-клиентов в других странах-членах.

Однако словацким предпринимателям, зарегистрированным по § 7a и не являющимся плательщиками по § 4, нужно учитывать особенность Stripe Tax. Регистрация Union OSS может привести к расчёту НДС и для словацкого клиента. В этом случае поведение можно скорректировать через Tax customization → Slovakia → Non-taxable для используемых SaaS tax codes.

Но такое правило всегда должно соответствовать реальному налоговому статусу предпринимателя.

Функции и интерфейс Stripe Tax по состоянию на сентябрь 2026 года. Налоговые настройки Stripe не заменяют оценку вашей обязанности регистрироваться и саму регистрацию в OSS, а эта статья не заменяет индивидуальную налоговую консультацию.

Бесплатный вводный звонок · 20 мин

Сделайте поток Stripe понятным для учета

Accquix помогает словацкому цифровому бизнесу связать платежи Stripe, комиссии, выплаты и отчетность по НДС.

Смотреть все

Связанные услуги Accquix